четверг, 21 февраля 2013 г.

Детские проблемы, школа и языковой барьер. Адаптация Славы.

Адаптация Славы. Я уже писала, что со Славой возникли трудности. Причем на первых порах мы их не заметили - он мальчик тихий, стеснительный, и то что в детском саду  в первый год репатриации он молчал, нас не удивило. Еще бы: переезд, стресс, чужой язык, да и вообще, он только в Израиле пошел в детский сад, столько всего сразу на ребенка свалилось, с чего бы ему щебетать.  В школу прошлой осенью нас не пустили, хотя по возрасту он проходил, ну и ладно, мы не расстроились. Но вот когда на второй год в том же детском саду он продолжил упорно молчать, мы забеспокоились. И воспитательницы тоже. Когда я говорю "молчать", то имеется ввиду тотальное молчание. Слава даже не здоровается с воспитательницами. Нам дали направление к психологу от Министерства образования. Раз в неделю мы стали посещать психолога. Группа маленькая, четверо детей, и наш - единственный русский, остальные дети израильтяне, то есть их родной язык иврит. Ну и сам психолог ивритоговорящий, понятное дело. Я переживала вначале - как это будет? Что вы будете делать? Он не поймет и т.д. Но меня успокоили, что никто его не станет заставлять что-то говорить. Не хочет - ну и не надо, пусть молчит. И вот они там что-то обсуждают (то есть в основном конечно обсуждает психолог, остальные дети - такие же молчуны), рисуют, что-то мастерят, разыгрывают сценки или, в нашем случае, пантомимы. Я сижу за стенкой в "зале ожидания", читаю. Иногда мне слышно как они говорят что-то в соседней комнате, но что именно расслышать нельзя. Слышу периодически, что психолог обращается к сыну: "Слава, скажи что ты думаешь.... Слава, давай сделаем то-то...." Славин голос ни разу не слышала в ответ. Правда примерно через месяц  посещения психолога он стал через раз здороваться с воспитательницами в саду.
Начался маленький сдвиг, медленный как движение тектонических плит. )))
Потом приехала семья Гитариста и веселая активная девочка Диана стала Славиной лучшей подругой. Она шумная, подвижная и можно слышать иногда как они общаются: Слава внушает Диане, что кричать совсем необязательно, он хорошо слышит... или что вот так громко выражать свой протест бесполезно - делу не поможет и т.д. А Диана его всячески пытается раскрепостить, избавить от комплексов, растормошить. Влияют друг на друга.
Уже на второй неделе она в детском саду стала спокойно объясняться с воспитателями. Мне об этом рассказал Слава. Я изумилась - как??? На иврите?!
- Нет, на русском. Диана же не знает иврит.
- Но воспитатели же не знают русский?
- Да, но они как-то ее понимают...
- Почему же ты так не делаешь?
- Нет, - говорит, - это неправильно. Это же не их родной язык! Это неудобно...
Наш психолог провела со мной пару бесед, дала рекомендации - что нам надо изменить в отношениях с ребенком, в быту, как реагировать на его успехи и поражения. В частности, несколько раз подчеркнула, что особые восторги по поводу произнесенных им слов на иврите выражать нельзя. Воспринимать как должное. Я честно выполняла все ее рекомендации.
В начале зимы наступил непонятный кризис, Слава стал очень остро реагировать на какие-то мелочи, мог подолгу тихо плакать из-за ерунды, постоянно говорил: "Я это не могу сделать, я неспособен, я так не умею, я никогда не смогу." Чуть что - прятался в свою раковину и надолго замолкал, вообще разговорить его было очень трудно. С неподдельным ужасом воспринял новость о скорой записи в школу... Все это нас очень удручало.
Я поговорила с Таней, и она посоветовала наоборот бурно радоваться каждому слову сказанному на иврите. Вроде простая рекомендация, но это помогло!!! Мы стали хвалить его (врочем и до этого хвалили, но может не так усердно), подбадривать, уверять в том, что он все может, все знает. Каждое слово отмечали чуть ли не овациями. На прошлой неделе он как-то между делом мне сказал:
 - Я сегодня говорил с воспитательницей.
- О, здорово, - говорю, - что ты ей сказал? (про себя подумала - ну, может "Доброе утро" или просто "Шалом")
- Орна сказала "Иди кушать", а я ответил что уже поел.
- ??? На иврите?!
- Ну да.
- А как ты это сказал? - и Слава произнес эту фразу, правильно, в прошедшем времени, с хорошим произношением.
О, какой я праздник устроила! На радостях купила ему игрушку которую он давно хотел, долго и громко радовалась, по дороге домой купили мороженого....
Вот так это у нас происходит... У кого-то (и таких историй много) дети подхватывают иврит за пару месяцев в стране. А у нас вот так медленно и трудно, но уже вроде забрезжил свет в конце туннеля.
Кстати, его апатия закончилась так же внезапно как и началась, и в тот вечер когда мы пошли с мамой Дианы на общее собрание школы, Слава неожиданно для меня самой вдруг обрадовался мысли что скоро пойдет в школу и даже выразил по этому поводу нетерпение. Вот и поди пойми его!
В летние месяцы планирую поводить его пару раз в неделю к частному преподавателю иврита. Она - русская, приехала давно, в России преподавала в школе. Здесь готовит малышей к первому классу и они у нее уже читающие идут в школу. Вероятно читать за лето Слава не научится, но по крайней мере будет знать алфавит. Возможно это даст ему небольшое преимущество и уверенность в себе, для него это очень важно.

Пусть будущих репатриантов мой рассказ не пугает - все это очень и очень индивидуально. Нас все уверяли, что младший заговорит еще до того как мы в ульпан пойдем, что если и будут проблемы, то со старшим. А получилось наоборот.
Старший начал болтать примерно месяца через три, сейчас уже вполне уверенно говорит. Конечно это не литературный иврит, и словарный запас пока ограниченный, но тем не менее...
Первое полугодие заканчивалось через две недели после окончания наших театральных гастролей. За эти две недели надо было подготовиться и сдать все экзамены. Естесственно, во время гастролей никто не готовился, физически не было времени. И вот как только сыграли последний спектакль мы с сыном уселись за уроки. Это было весело. Ну, математика и английский - ерунда. А вот иврит! Естествознание! Танах!
Зато теперь я знаю названия металлов на иврите - медь, олово, ртуть, алюминий... Или например как сказать на иврите "температура плавления металлов", "точка кипения" и т.д. Это мы естествознание учили. От экзамена по танаху к счастью (моему в первую очередь, такое количество текстов я бы не осилила) Валеру освободили. Но вообще конечно надо как-то подступаться и к танаху.
Со старшим и проще, и сложнее. Проще потому что он учится сам, и в принципе не так уж плохо. А с другой стороны, его уроки надо контролировать, учит он их максимум минут 15 в день, а то и вовсе не открывает. Ему надо больше читать, но читать не заставишь. А для того чтобы был качественный контроль с нашей стороны, нужно чуть ли не полдня на это убить. Такой возможности нет.
Поэтому надеемся на лучшее и на то, что до старшей школы ребенок станет более ответственным.

Такие наши школьные дела.

33 комментария:

  1. Рада, что немного сдвинулось у Славы)
    Конечно, надо не просто хвалить, а действительно целый праздник устраивать. Именно твоему ребенку, потому, что ты рассказывала мне, что он очень не уверен в себе, плачет и думает, что у него не получится ничего. В этом случае надо же как-то в человека уверенность вселять.
    Другого ребенка может и не надо сильно хвалить, чтобы не научить его ездить верхом на родителях, чтобы не было манипуляций. Но в случае с неуверенным ребенком все не так - ему надо помочь почувствовать свои успехи, иначе самооценку более взрослого мальчика восстанавливать будет сложнее))
    Удачи и дальше. Хвалите на здоровье. Можно утрированно. А как будет более уверен в себе - тогда можно будет и сбавить обороты)))
    А вообще - звони, поговорим. И про старшего))

    ОтветитьУдалить
  2. А мне сегодня девочка 4 лет заявила, что я не умею на иврите разговаривать. Я ей сказала, что надо уже спать. Она повторила, и еще какие-то фразы добавила, с непередаваемыми оттенками: с одной стороны некоторые звуки еще шепелявит, как нормальная четырехлетка, с другой стороны такие точные интонации и так правильно. Т.е. есть нормальная детская шепелявость, а вот акцента - нет)))
    Я уверилась, что я не говорю на иврите :-))

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, теперь я понимаю, почему ты так мечтала услышать от Славы хоть слово на иврите... Вообще-то у нас с Ахиллесом происходило что-то подобное, только мягче. Скажем, с воспитателями он иногда здоровался, но так, что никто не слышал: что-то тихо шептал себе под нос. На вопросы воспитателей не отвечал: боялся, что скажет неправильно. Только в этом году стал более уверенным, и иврит пополз вверх. Но он ведь уже 4-й год в садике! И прогресс - только сейчас!
    Ты большая молодец, что не отчаялась и не впала в панику. Ну и с девочкой вам, конечно, повезло :).

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, да! Причем понимаешь, твоя рекомендация была кардинально противоположной рекомендациям нашего психолога. Но я ни на секунду не засомневалась, и правильно сделала.Я не знаю почему тут все (и не только психологи) уверены в том, что надо спокойно реагировать, вообще делать вид что типа так и должно быть, ничего особенного.Мне в течение этих двух лет почти каждый второй твердил - не заостряй на этом внимание, вообще не обращай внимания! А надо было как раз наоборот. Именно в нашем случае, именно с нашим ребенком надо было внимание заострять....
    А что за девочка у тебя четырехлетка если не секрет? Да еще и ивритоговорящая?))
    Женя, ничего себе.... четыре года значит нам потребуется в среднем... Или даже больше...
    Нет, конечно, отчаиваться нельзя, но иногда бывает очень тяжело. Главное не показывать это ребенку, чтобы никак не почувствовал, иначе он сам себя загрызет, все очень близко к сердцу принимает...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они кое в чем правы, Оля. Категорически нельзя заострять внимание на том, что ребенок еще сделать не может. Нельзя просить, зацикливаться "скажи", вообще не надо обращать внимание на то, тчо он пока НЕ ДЕЛАЕТ. Иначе можно либо закрепить нежелательное поведение (раз ребенок привык получать внимание за то, тчо он НЕ ГОВОРИТ, он и говорить ен станет. Или можно снизить самооценку.
      А вот то, что сделал - подкреплять можно и нужно. И бурно (даже утрированно) радоваться.
      Девочка - дочка знакомых из беседки. Причем родители этой милой барышни совершенно уверены, что у нее практически нет иврита. Девочка-то русская. А она вон как меня усадила: не говорю я на иврите, да и все тут...
      Но почему 4 года? Женин Ахиллес 4-й год в саду. И в этом году прогресс на лицо. Значит ему понадобилось 3 года. У Вас уже 2 года прошло, осталось всего годик... :))

      Удалить
    2. Оль, так ведь у всех по-разному. У нас начало было не таким пугающим, просто ситуация была такой вялотекущей... И за первых 3 года она почти не сдвинулась (хотя воспитатели и уверяли меня, что ребенок на иврите как-то говорит, но сама я этого не видела абсолютно). И вдруг внезапно в этом году - резкий прогресс. Есть иврит, легко переводит с русского на иврит и обратно, появилась уверенность в себе, интерес к ивриту, желание ходить в садик, любовь к воспитателям. Либо ситуация, наконец, "созрела", либо новая директриса как-то сумела его раскрепостить. Точно не настраивайся на долгие мучения, все будет хорошо, ты же видишь - процесс пошел!

      Удалить
  5. Таня, да ты права. И психолог наша тоже самое говорила. Но почему же она не посоветовала радоваться успехам, даже малым и хвалить? Наоборот настаивала на том, чтобы практически игнорировали слова, произнесенные на иврите? Так странно. А меня очень радовали его первые робкие попытки, и я так хотела открыто радоваться, но помнила о ее рекомендациях....
    Сегодня Слава вернулся из сада (у них был Пурим в саду), горланя на весь подъезд песню: "Хаг Пурим, хаг Пурим ле еладим!" )))) Буквально пару месяцев назад такая ситуация была просто невозможна.
    Еще мы выучили недавно песню про пальцы на руках - как каждый по отдельности называется. Я все никак не могла запомнить безымянный. Так он мне напоминал, еще и добавлял какие-то ассоциации чтоб мне легче было запомнить)))) Как ты и говорила, Таня, поменяться ролями и поиграть в школу.
    Да, Жень, наверное от воспитателей тоже многое зависит. У нас они замечательные, но не добившись результата сразу (они меня обе уверяли, что через три месяца он заговорит) как-то потеряли к Славе интерес, махнули на него рукой можно сказать. НУ да ладно, это не так важно. Я теперь больше думаю о школе, как оно там будет, какая будет учительница... В первый год будет четыре класса - два обычных и два специализированных, для детей с особенностями развития. Я немного побаиваюсь перспективы попать туда, поэтому наша задача на данный момент - избежать подписанных приговоров, комиссий и штампов в Мин.Образования.
    Я в принципе не падаю (и не падала духом) на тему славкиного молчания, мне было только больно за него, что ему трудно, у него мало друзей и т.д. Лично мне действительно все равно по большому счету КОГДА он заговорит, хочется только избавить его от душевных страданий. То есть мысль такая - суть не в том, чтобы он стал израильтянином до кончиков ногтей, а том чтобы был уверенным в себе, жизнерадостным и счастливым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, насколько я понимаю, если будут настаивать на комиссии - избежать этого сложно. Зато в таком случае можно (и нужно!) получить заключение независимого частного психолога. Если будет нужно, я узнаю поподробнее. Надеюсь, что не понадобится.

      Удалить
    2. Я все-таки буду стараться избежать комиссии. Если они вдруг решат что он не такой как все, это же будет ярлык ребенку, приговор. Он - умница, светлая голова, философ и мыслитель. У него нет отклонений в умственном развитии, наоборот! Слава, например, начал читать в три года... Сейчас с удовольствием может рассказать о строении Земли, гравитации и других интересных вещах... Да, психологические некоторые проблемы есть,не спорю, но это же не повод запихивать его в класс к... эээ... умственно отсталым детям? Это я в первую очередь себя успокаиваю сейчас. На фоне общей массы израильских детей Слава - нестандартный мальчик, это правда. И я конечно не хочу поспешных выводов всяких комиссий....

      Удалить
    3. Я хотела сказать только, что в данном случае не стоит и даже чревато пытаться пробить лбом стену и демонстративно уклоняться от комиссии, потому что местные соцработники считают, что это свидетельствует о неадекватности родителей. И если они захотят, чтобы ребенок прошел комиссию - лучше подстраховаться и получить заключение независимого психолога.
      Но ведь в садике у вас есть прогресс? Так кто и зачем будет направлять ребенка на комиссию?

      Удалить
    4. Аааа.... все серьезно... Буду знать, спасибо. Надеюсь, очень надеюсь что не направят. В прошлом году - что это было я не знаю, комиссия - не комиссия, но по ее итогам нас во-первых не пустили в школу, а во-вторых направили к психологу...

      Удалить
    5. Оля, слушай, я ни в коей мере не хочу тебя пугать (правда!!). Но вот сегодня я проконсультировалась у мамы "просто активного ребенка", и она мне сказали, что если существует хотя бы малейшая угроза попадания на специальные комиссии - лучше подстраховаться и запастись заключением независимого психолога (за деньги) ЗАРАНЕЕ. То есть это правда стоит сделать.

      Удалить
    6. НУ, блин.... Расстроилась. Буду думать.

      Удалить
    7. Не надо расстраиваться! Все будет хорошо!
      Но если боишься неприятных неожиданностей, лучше подстраховаться (чисто подстраховаться!), найти психолога и получить от него бумажку.
      Но я ведь не знаю, как у вас - судя по блогу, твой Слава стремительно делает успехи :).

      Удалить
    8. Так-то оно так, но я на этот счет особо не обольщаюсь. Кто его знает как дальше пойдет, он вполне может неожиданно застопориться. Было уже в прошлом году, что вроде как начал небольшие успехи делать и вдруг без видимой причины замолчал, закрылся, спрятался в свою раковину.... Замолчал надолго, а потом вообще вот этот кризис начался, со слезами и апатией... Так что я пока не бью в барабаны, празднуя победу. Боюсь сглазить)))

      Удалить
    9. Оля, прости, что я вмешиваюсь, но не связан ли "непонятный кризис в начале зимы" у Славы с тем, что ты много внимания уделяла Валеры (из-за театра)? Может, Слава чувствовал себя "недолюбленным"?
      Хотя чего тут гадать... У меня как раз старший такой - с непонятными перепадами настроения, меланхолией и прочим. Обычно эти перепады с внешними причинами не связаны.

      Удалить
    10. Женя, не знаю... Трудно сказать. С момента начала репетиций - а это в сентябре - я проводила больше времени с Валерой. Может ты и права, но Слава не такой прямолинейный как его старший брат, он в жизни не скажет, что ему чего-то не хватает, никогда не выскажет ревности и т.д. Поэтому, вполне возможно, конечно... А возможно и просто от характера, темперамента зависит. Как у твоего Вити.

      Удалить
    11. Почему сразу "к умственно отсталым"? Откуда такое мнение? Хинух меюхад - это очень разные дети с проблемами в учебе. Я работаю в такой школе. Если разговорится Слава к началу учебного года- да, лучше сделать все, чтоб попал в обычный класс. Но если так и будет с трудом - то нет ничего страшного в спецклассе. Там их будут брать на индивидуальные занятия, больше внимания со стороны психологов, коррекционных педагогов.
      Дети, которые учатся в хинух меюхад - далеко не все умственно отсталые. Есть среди них и гении. А умственно отсталые, именно с отставанием в развитии, учатся не в таких классах. А в отдельных школах.

      Удалить
    12. А, да, еще. Решение в итоге остается всегда за родителями. Будете настаивать - пойдет в обычный класс. И на будущее: решение давать или не давать какие-либо лекарства (если зайдет речь) тоже ваше. Вы имеете право не дать, даже если выписали. И никакой соцработник не придет и не заберет. Это я вам говорю как человек, с такими детьми работающий. Некоторым и надо бы - но родители против и все тут.

      Удалить
    13. Да? А после такой школы для дурачков, с такой справкой, возьмут в старшую, нормальную школу или куда-то еще?

      Удалить
    14. Это НЕ школа для дураков. И дети там делают обычный, полный багрут.
      Такой же, как в другой школе.

      Удалить
    15. А справку вместо багрута можно и в обычной школе получить, вообще-то. Здесь все просто: или ребенок сдает все экзамены на полный багрут и получает его, хоть в обычной школе, хоть в экстерни, хоть в хинух меюхад или не сдает их и не получает багрута.
      Все прочее - ваши лично совковые бредни.

      Удалить
    16. А я слышал (в школе от завуча), что после такой школы "для умных" будет проблематично в дальнейшем образовании.
      Так что, уважаемая, у кого еще бредни!

      Удалить
    17. Неуважаемый, я работаю в хинух меюхад и знаю, что и как.
      Проблематично только если не сделать багрут. Если он есть и есть психометрия с результатом, позволяющим продолжать учебу в колледже или университете, то проблем нет никаких.
      В обычной школе багрут делают тоже не все. У детей с проблемами в учебе шансов сделать багрут в хинух меюхад больше, чем в обычной. Потому что маленькие классы, кроме учителя в классе постоянно есть помощник, есть индивидуальные занятия.
      Наши дети учатся по той же программе, что и в обычной школе. Только благодаря маленьким классам (12 человек максимум) есть больше возможностей донести материал до каждого. Плюс с ними постоянно работает психолог. Есть занятия по арттерапии и т.п.

      Удалить
  6. Оля, мы тоже на голове ходим каждый раз при их успехах. Причём и со старшей) А она у нас уже вообще супер - истории и сочинения пишет на иврите на 3 листа, учителя слезами умываются - ведь литература!Моё домашнее проверяет, малому помогает, на собрании всё переводила и у себя, и у малого. Её хвалили так, что я думала у них инфаркт будет. Её даже аттестовали.
    У младшего всё спокойнее и скромнее. Ну, он мальчик, в Харькове в ульпан не ходил - мы дома не давили, только в виде игры выучили алфавита часть) и цифры до 10 - все примеры решали только на иврите. Сейчас он неплохо ориентируется уже, но запаса словарного маловато - мы тут меньше года. Но ответить может и в магазине, и поликлинике, и на площадке. Я его друзей прошу говорить с ним на иврите, а вот если что не понял - тогда перевести. Но он у нас тоже домашний, хотя с ребятами дурачится нормально)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оооо! Обалдеть, какая умничка старшая! Я бы тоже на месте учителей слезами умывалась!! В том числе и потому что ученики тут большей частью нерадивые....
      А младшему сколько лет? Он в школу ходит или в сад?

      Удалить
    2. Ему сейчас 8,5 лет, ходит во второй класс. Первый начал в Украине, а закончил здесь. А вот старшей посоветовали сначала пойти в 8 класс, хотя она должна была бы быть сейчас уже в 9. Думали, побудет немножко и перейдёт. Тем более, что её одноклассники и младше её, и фактически все тупые ( как американцы у Задорнова ), ей очень тяжело - не о чем и не с кем поговорить. Общается, конечно, приятельницы есть, но... Говорю потерпеть, пока старше станет, пойдёт после армии учиться, там будет общение... Так вот, о школе. Сначала хотела перейти, сейчас передумала. И как это оказалось хорошо! В 8 классе ( это ещё средняя школа, а в Кацрине она совмещена с младшей - в одном здании, старшая школа - соседнее здание, но полностью автономное ) ещё есть ульпан при школе, а вот в 9 классе 0 его уже нет. И у нас в ульпане в группе есть мальчик - учатся его родители с нами - так он бегает туда-обратно, то в ульпане посидит, то в школе пару уроков... Вообще смысла в этой беготне нет - знаний у ребёнка никаких совершенно нет, желания-старания тоже, может загнуть - а почему так надо говорить ( читать-писать )? Это сложно. А у моих есть ульпан, это очень помогает. И директор новая в этом году, очень старается, выбила для детей ещё дополнительные часы ульпана. Правда,Настю туда не взяли - уже ей это, оказывается, не надо... А она бы походила - чисто из-за разговорной практики.

      Удалить
    3. А как у младшего в школе, он читает на иврите? Вообще ему нравится школа или не очень? Сравнивает с украинской, и если да, то в чью пользу стравнение? Очень интересно!
      Дочка умница, тьфу-тьфу, это такое счастье, когда дети ХОТЯТ учиться, и учатся самостоятельно, а не из-под палки....

      Удалить
  7. Рада, что лед тронулся! Может это как в анекдоте - а раньше каша была непересоленная! А сейчас каааак заболтает! Ттт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Очень надеюсь на такой сценарий развития событий)))))

      Удалить
  8. Еще пара важных моментов.
    1. До 10 лет в стране ребенок имеет право на дополнительные занятия по ивриту. В Бялик, вроде бы, офек хадаш? Там предусмотрены партаниёт - занятия или в маленьких группах, или индивидуальные. Просите обязательно. Вам обязаны дать. Руководство там, насколько я знаю, очень вменяемое.
    2. Ну и еще раз. С любыми комиссиями, если до них доходит, окончательное решение за вами. Поэтому - да, заключение независимого психолога, обязательно. И настаивайте на обычном классе. Судя по тому, что вы пишете, ваш случай не наш)) Не хинух меюхадовский, хотя и в хинух меюхад есть школы для детей с проблемами в учебе и эмоциональными проблемами, и есть - для детей с отставанием в развитии. Это разные школы. В обычной школе в спецклассе детей с отставанием в развитии не будет.
    Если есть вопросы - пишите мне на мейл ziporagal73@gmail.com
    Что касается общения с представителями минобразования, могу рассказать, подсказать, куда обращаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "В обычной школе в спецклассе детей с отставанием в развитии не будет."
      Нет, Ципора, это не совсем так. У моего сына в обычном тихоне был специальный класс для детей-аутистов разной степени тяжести. Потом у нас два тихона слили в один, и сейчас класс для аутистов - в другой школе. Но это тоже самая обычная школа, не специальная.

      Удалить
  9. Ципора, спасибо большое! Слава Богу, что наш случай не ваш)))). Вообще, спасибо за комментарии и разъяснения. Это очень важно.

    ОтветитьУдалить